СМИ о нас
QR-код вместо медицинской справки

QR-код вместо медицинской справки


Vladimir_Soloviev_ElNetMed.jpg
Минздрав утвердил принципы ведения электронного документооборота (ЭДО) в медицинских организациях. Инициатива должна упростить для врачей работу с документацией и улучшить качество сбора данных. Что нужно, чтобы ЭДО в медицине заработал на полную мощность?

Автор статьи:
Владимир Соловьев, Генеральный директор «ЭлНетМед», эксперт компании «Нетрика Медицина»

Чего не хватило?

Документ, который был принят 12 января, участники рынка здравоохранения ждали с нетерпением. Работать с ЭДО внутри медицинской организации можно не первый год, а вот в том, что касается внешнего обмена электронными документами, пока много неизвестных. Новый приказ прояснил далеко не все спорные вопросы.

Например, медицинская организация обязана передавать электронный документ — заключение врача, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью — в федеральный реестр электронных медицинских документов (РЭМД). Однако неясно, как можно затребовать документ из РЭМД в случае, когда он требуется пациенту или другому учреждению, например в ходе судебного разбирательства. А значит, возвращаемся к бумаге. На сегодняшний день получить документ из РЭМД невозможно — сервис работает только на прием документов.

Тем не менее нельзя сказать, что документ бесполезен. Его, на мой взгляд, можно сравнить с полосой разгона. Теперь принципы ведения электронного документооборота стали понятнее для медучреждений, можно ожидать, что многие на него перейдут. Но для того чтобы здравоохранение могло уверенно следовать за отраслями, где ЭДО применяется давно и активно, и не отставать, нужно поддерживать набранную скорость и прорабатывать аспекты, не затронутые в первой версии документа.

Следующие шаги

Есть отличное правило — «критикуешь — предлагай», поэтому давайте разберем, какие вопросы, на мой взгляд, ждут внимания в первую очередь.

  1. Прием документов другими организациями и их сотрудниками. Например, человек получает электронную справку, необходимую для выдачи водительских прав. Ее нужно отнести в ГАИ, но на практике окажется так, что там ее в электронном виде не примут. Ведь пока не отрегулирован порядок принятия и проверки таких документов, не изменены административные регламенты. То же — с электронными медицинскими книжками, результатами анализов, справками в бассейн, в школу, вуз, военкомат и так далее. Чтобы решить вопрос, можно обратиться к опыту других отраслей, уже использующих ЭДО. Например, водители получают штрафы в электронном виде на портале государственных услуг: достаточно их распечатать и отнести в суд, чтобы оспорить, если автомобилист уверен, что ничего не нарушал. Аналогичная ситуация с электронным полисом ОСАГО: многие хранят распечатку документа в машине. Она юридически значимая и принимается сотрудниками ГИБДД, у них есть инструменты для ее проверки. Эти примеры объединяет понятный всем сторонам порядок принятия тех или иных документов в электронном виде, и именно этого пока не хватает, когда мы говорим об ЭДО в здравоохранении.
  2. Проверка легитимности электронных документов. Допустим, электронные медицинские документы станут принимать в других организациях. Но их подлинность нужно проверять: документы должны быть подписаны действующими усиленными квалифицированными электронными подписями реальных сотрудников медучреждений. На медицинских документах должно быть указано время их формирования и подписи. Здесь снова можно привести пример со штрафами ГИБДД. Инспектор составляет постановление и подписывает его электронной подписью, на документе появляется штамп с датой и временем формирования постановления и фактом электронной подписи, а также специальной числовой последовательностью. Ее можно проверить в системе электронного нотариата, чтобы убедиться в подлинности постановления. Аналогично каждый штраф, налог, госпошлина в стране сейчас имеют уникальный идентификатор начисления (УИН), в любом банковском мобильном приложении перед оплатой мы можем проверить подлинность выставленных нам счетов. Если же говорить про здравоохранение, пока никаких понятных и простых механизмов, чтобы проверить, например, подлинность электронной справки для посещения бассейна, нет. И ее владельцу с большой вероятностью скажут что-то вроде: «Нам нужна реальная справка с печатью и “живой” подписью».

Для решения двух вышеописанных вопросов необходимо, в частности, продолжить работу над подзаконными нормативными актами Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а также над Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения». Их доработка позволит четко прописать список организаций, которые должны доверять электронным медицинским документам, а также определить принципы и порядки их проверки теми, кто не является участниками системы здравоохранения.

3. Доработка архивного законодательства. На данный момент медучреждения, применяющие в своей работе ЭДО, дублируют всю документацию в бумажном виде. Конечно, гораздо выгоднее было бы отказаться от дублирования, учитывая стоимость специальных бланков и другие факторы. Но пока это невозможно, так как архивное право обязывает сохранять информацию в бумажном виде. Например, архив историй болезни ни в каком виде, кроме как в бумажном, не ведется — но это не та область права, что регулируется Минздравом.

Куда нас ЭДО заведет?

Когда все нормативные акты, связанные с применением ЭДО в медицине, будут доработаны, преимущества получат и медучреждения, и пациенты, и другие организации, которые работают с медицинскими документами. Порядок выдачи медицинских документов и обмена ими станет более простым и прозрачным. Например, пациент сможет получить на портале государственных услуг QR-код, перейдя по которому, сотрудник ГИБДД получит возможность ознакомиться с результатами медкомиссии, а специалист водноспортивного комплекса — посмотреть справку от терапевта и выдать разрешение на посещение бассейна.

Понятно, что это станет реальностью не через месяц и даже, вероятно, не через год, но начало уже положено. В дальнейшем активное применение ЭДО в здравоохранении упростит встраивание отрасли здравоохранения в единый цифровой контур. Медучреждения смогут повысить качество оказываемой помощи, а пациенты сэкономят свое время. В итоге выиграют все.