Экспертная статья
Что лучше: интеграционная шина или единая медицинская информационная система?

Что лучше: интеграционная шина или единая медицинская информационная система?

Андрей Дюков

В последние несколько лет на медицинских и IT конференциях всё чаще поднимается вопрос, какой путь информатизации регионального здравоохранения выбрать: на основе интеграционной шины или единой медицинской информационной системы (ЕМИС)? «Нетрика Медицина» работает в 13 регионах России в более чем 700 МО и интегрирована с более чем тридцатью информационными системами. Опираясь на этот опыт, Андрей Дюков, руководитель отдела продаж и развития компании «Нетрика Медицина», изложил свои аргументы в пользу интеграционного подхода.

Минздрав рекомендует

Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей РМИС Минздрава РФ от 23.06.2016 по-новому определяют назначение, функции и состав РМИС. До появления этого документа разработчики руководствовались Концепцией создания ЕГИСЗ. Согласно Концепции, в состав регионального сегмента ЕГИСЗ входили и региональные сервисы, и информационные системы уровня медицинских организаций.

В Методических рекомендациях изложено другое видение: задачи МИС МО и РМИС чётко разграничены. МИС МО автоматизирует лечебно-диагностические процессы, РМИС — задачи управления здравоохранением региона. Использование интеграционной шины позволяет воплотить это разделение на практике (п. 10 Методических рекомендаций).

Эволюция вместо революции

Принудительное внедрение единой медицинской информационной системы (ЕМИС) и отказ от ранее внедрённых систем приводит к конфликтам и саботажу ЕМИС со стороны медицинских организаций (МО). В тех учреждениях, которые потратили время и деньги на внедрение, доработки и развитие МИС, обучение персонала, ЕМИС встречает особенно сильное сопротивление. ЕМИС обычно не соответствует в полной мере потребностям таких организаций, не обладает привычной функциональностью, необходимость переучиваться вызывает раздражение.

В случае, когда развитие регионального сегмента ЕГИСЗ происходит на основе интеграционной шины, нет необходимости замены уже внедрённых и работающих МИС. Таким образом, соблюдается базовый принцип сохранения унаследованных систем, указанный в Концепции создания ЕГИСЗ, утверждённой Приказом Минздравсоцразвития России от 28.04.2011.

Регулирование вместо администрирования

ЕМИС работает только при жестком административном контроле со стороны регионального МИАЦ и регионального органа управления здравоохранением (ОУЗ): Министерства здравоохранения, Департамента здравоохранения, Комитета по здравоохранению. Стоит только ослабить жесткую административную хватку, как ЕМИС перестает работать. Постоянный контроль требует значительного времени и отбирает ресурсы управленцев от других задач.

При использовании интеграционной шины уровни ответственности разделены: МИАЦ и ОУЗ централизованно контролируют региональные процессы, которые автоматизирует интеграционная шина, главные врачи медицинских организаций принимают решения по вопросам внедрения МИС на своем уровне и под свою ответственность. Централизованное управление осуществляется через регламенты предоставления и получения информации медицинскими организациями, а не через конечные интерфейсы пользователей. Так как выбор МИС в случае использования интеграционной шины остаётся за медицинской организацией, у главных врачей появляется мотивация использовать информационные системы для достижения лучших результатов деятельности медицинской организации, и выбирать наиболее подходящие под их потребности и возможности рыночные решения. В результате общий уровень информатизации здравоохранения региона растёт.

Разделение потребностей региона и потребностей медицинской организац ии

При внедрении и развитии ЕМИС приоритет неизбежно смещается на задачи уровня медицинской организации, а не на региональные задачи органов управления здравоохранением (ОУЗ). Таким образом, архитектура РС ЕГИСЗ в регионе не соответствует фактическим уровням ответственности и подчиненности.

При использовании шины есть баланс: главные врачи развивают информационные системы на своём уровне, ОУЗ — на своём уровне. ОУЗ несет ответственность как орган власти, медицинская организация несет ответственность как подчиненная структура ОУЗ.

МИАЦ и ОУЗ освобождаются от задач, связанных с поддержкой региональной МИС, и занимаются тем, чем должны заниматься: управлением региональными процессами здравоохранения.

Диверсификация рисков и отказ от монополии

Единственный разработчик решения — это высокие риски и для медицинских организаций, и для бюджета региона. Каким образом будет формироваться цена сопровождения на год в дальнейшем? Создавая монополиста, нужно отдавать себе отчёт, что по законам экономики монополист всегда пользуется своим монопольным положением: стоимость будет расти, а качество будет падать. При этом темпы роста стоимости и падения качества будут зависеть только от уровня лояльности монополиста к заказчику.

В отличие от ЕМИС, интеграционная шина может состоять из компонентов различных поставщиков. Так как первичные данные хранятся в локальных МИС, замена компонентов шины не приведёт к потере медицинских данных.

Учет потребностей различных типов медицинских организаций

ЕМИС по умолчанию не может удовлетворить потребности всех медицинских организаций. Крупные и специализированные медицинские организации, например, онко- и тубдиспансеры, перинатальные центры, предъявляют к функциональности МИС особые требования.

Как показывает практика, в том числе, опыт Москвы, Тюменской области, ЕМИС лучше всего покрывает учетные задачи и задачи по автоматизации типовых рабочих мест, характерные для амбулаторно-поликлинического звена. Задачи информатизации стационарного звена с помощью ЕМИС решаются хуже. Это, по всей видимости, связано с необходимостью автоматизации не отдельных АРМ, а подразделений. С такими задачами намного лучше справляются локальные МИС.

Также, в любом регионе помимо бюджетных организаций есть коммерческие, ведомственные и федеральные клиники. Если интеграция с федеральными учреждениями возможна, и даже рекомендована, через федеральную ИЭМК, то у ведомственных и коммерческих организаций нет потребности, экономической выгоды или практического интереса подключаться к федеральному сервису. Не стоит забывать и о государственно-частном партнёрстве, коммерческой медицине.

ЕМИС изначально охватывает только государственные клиники, а федеральные, коммерческие и ведомственные используют другие информационные системы. А значит, задача региональной интеграцией неизбежно возникнет на определенном этапе развития ЕГИСЗ. Для решения этой задачи ЕМИС не подходит. Требуется другой инструмент: региональная интеграционная шина.

Оперативная работа медицинской организации не должна зависеть от каналов связи

В случае внедрения «облачной» ЕМИС увеличивается зависимость работы медицинской организации от каналов связи и от их скорости. Оборвалась связь клиники с ЦОД — клиника не работает, возникли проблемы в ЦОДе — не работает весь регион. При отсутствии связи будет не доступна уже сформированная и заполненная пациентами сетка расписания, невозможно будет посмотреть медицинскую карту пациента, готового к операции. Конечно, такая ситуация недопустима.

Наличие шины обеспечивает высокую отказоустойчивость и низкую зависимость от скорости каналов связи: при недоступности шины все медицинские организации продолжают оказывать помощь и вести прием, работая автономно в своих МИС. После восстановления связи данные синхронизируются.

Разработчики ЕМИС честно пытаются решить задачу доступности, создавая локальные базы данных или выделяя «кусты», например, в районах. Но 100% надёжных решений всё еще нет, так как для этого нужно решить весь перечень задач, с которыми сталкиваемся мы — разработчики интеграционной шины.

Хорошая адаптивность на уровне медицинской организации

Использование ЕМИС не позволяет быстро адаптироваться к постоянным изменениям, которые неизбежно возникают в силу изменений законодательства и растущих потребностей медицинских организаций.

При использовании ЕМИС все медицинские организации работают в одной системе, поэтому изменения происходят одновременно у всех, поэтапный переход к новой функциональности невозможен.

При использовании интеграционной шины, изменения сначала происходят в тех учреждениях, которые быстрее всех адаптировали свои системы под новые требования, а затем, с учётом опыта пилотных учреждений, постепенно «подтягиваются» все остальные.

Преемственность медицинской помощи при интеграционном подходе выше

В случае выбора архитектуры регионального сегмента на основе интеграционной шины медицинские организации выбирают МИС с учётом специфики учреждения. Если МИС выбрана верно и реально работает, врачи вносят не только формально необходимую для учёта информацию, но и расширенные данные: протоколы осмотра, результаты исследований. Таким образом, больше полезной информации доступно врачам-коллегам, принимающим пациентов впоследствии.

Здоровая конкуренция приводит к росту качества МИС МО

ЕМИС — прямой конкурент МИС МО, уже работающим в регионе. Стратегическая задача ЕМИС — «забрать» себе регион полностью, поскольку в дальнейшем количество МО напрямую повлияет на бюджет сопровождения. Это прекрасно известно поставщикам МИС, поэтому они всячески препятствуют интеграции с ЕМИС.

В случае, если регион закупает интеграционную шину, конкуренция между поставщиком шины и разработчиками МИС отсутствует. С другой стороны, возникает здоровая конкуренция между разработчиками МИС. Тот поставщик, который поддержал максимальное количество интеграционных профилей, становится привлекательным для медицинских организаций, так как предоставляет более качественный сервис.

В тех регионах, где автоматизация лечебно-диагностического процесса реализована на базе ЕМИС, интеграционная шина может расширить интеграционные возможности ЕМИС и позволит организовать обмен данными с информационными системами лабораторий, специализированных учреждений, ведомственных, частных федеральных клиник.

Для справки:

Пункт 10 рекомендаций к архитектуре и стандартам обмена данными МЗ РФ от 23.06.2016:
  • использование централизованной архитектуры обмена данными (единой интеграционной шины), обеспечивающей возможность взаимодействия РМИС с любыми системами;
  • применение общепринятых технологических решений, в частности, сервис-ориентированная архитектура (SOA), протоколы SOAP, REST (п. 10 рекомендации к архитектуре и стандартам обмена данными).
  • использование открытых, международных стандартов обмена и доступа к медицинской информации, в том числе: HL7, IHE, DICOM. При использовании IHE необходимо опираться на стандартизированные транзакции и принятую в международном сообществе технологию использования профилей IHE.
  • применение международных справочников и номенклатур (LOINC, SNOMED CT и др.).