Роль аналитических систем в обеспечении инцидентного подхода к управлению здравоохранением
Сегодня регионы обладают разнообразными прикладными ИТ-инструментами для поддержки отраслевых инцидентов Минздрава России. В данном материале приведена история появления отраслевых инцидентов в российской системе здравоохранения, дана предметная оценка их эффективности и обозначено значение аналитических систем при их реализации.
Новый подход к проектному госуправлению: возникновение и развитие, российская специфика
Инцидентный подход к управлению здравоохранением в России возник как обобщение, локализация и адаптация к отраслевым потребностям передового мирового опыта по проектному менеджменту в госсекторе.
В начале 2000-х годов в системе государственной власти Великобритании была сформирована специализированная структура, деятельность которой сосредоточилась на сопровождении важнейших социально значимых государственных проектов в таких сферах, как здравоохранение, образование, строительство. Данное подразделение получило название Delivery Unit, что можно перевести как «офис управления достижением результата». Предпосылками к его возникновению стало понимание сложности подобных проектов и потребность в едином органе управления и контроля на разных уровнях – от федерального министерства до конкретных учреждений и исполнителей.
Таким образом, Delivery Unit начал выполнять следующие функции:
-
транслирование ключевых приоритетов правительства,
-
координация усилий органов власти и фокусировка на узких результатах,
-
организация межведомственной площадки для взаимодействия и оперативного решения возникающих при реализации проекта проблем,
-
осуществление независимого мониторинга.
Первый этап развития Delivery Unit в Великобритании пришелся на 2001-2005 годы. Уже в этот период данная структура смогла продемонстрировать положительный результат, что привело к тиражированию аналогичной практики в ряде стран по всему миру: от Румынии до Малайзии. Наибольшее количество существующих на данный момент подобных подразделений возникли в период с 2014 по 2015 годы – в Австралии, Пакистане, Сербии, Кении, Гане и других странах. Осуществляя деятельность под различными наименованиями, они, тем не менее, придерживаются единообразных принципов, описанных выше.
В Россию практику Delivery Unit начали перенимать примерно в это же время: катализатором для внедрения этого механизма проектного управления в стране стала подготовка к Олимпиаде 2014 года в Сочи, а затем – к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
Только после этого, основываясь на наработанном опыте и доказанной эффективности, его взял на вооружение Минздрав России. В сфере здравоохранения концепция Delivery Unit развивается с 2020 года и воплощается в поддержке критически важных процессов с помощью отраслевых инцидентов. Важнейшим событием, ускорившим их разработку, стало заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 года, в рамках которого инициатива Минздрава была фактически утверждена на высшем уровне, а также был обозначен первый приоритет: повышение качества сервиса электронной записи к врачу.
Хотелось бы сразу отметить, что эффективная реализация отраслевых инцидентов стала возможной во многом благодаря высокой степени цифровизации систем госуправления и активным, планомерным инициативам государства в области цифровой трансформации экономики. К 2022 году многие процессы госуправления, в том числе передача документов и данных между ФОИВ и РОИВ, были переведены в цифровой вид, в регионах уже активно внедрялись медицинские системы (МИС).Только на этой основе можно было выстроить процессы сбора, хранения и, главное, – аналитики данных, необходимой для выявления причин ошибок при оказании медицинских сервисов и принятия объективных мер по их устранению.
«Инцидент 38»: роль аналитических систем
Первым проектом, реализованным Минздравом России на базе инцидентного подхода, стал федеральный «Инцидент 38» (И38) – контроль осуществления записи пациентов на прием к врачу через портал Госуслуг (ЕПГУ). Свое название этот проект получил благодаря тому, что услуга записи на прием к врачу числится на этом ресурсе под номером 38. Важный нюанс: электронная запись на прием к врачу может быть реализована в отдельных регионах и другими способами: например, с помощью региональных порталов здравоохранения. Но в случае «Инцидента 38» речь идет именно о получении услуги через ЕПГУ.
Отметим, что национальный сервис записи на прием к врачу появился задолго до внедрения отраслевых инцидентов. Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок, разработка компонента «Концентратор услуг ФЭР», предназначенного, в том числе, для организации возможности предоставления услуги «Запись на прием к врачу» на ЕПГУ, началась в начале 2010-х годов. Но по-настоящему эффективным этот инструмент стал только после внедрения «Инцидента 38». По статистике, приведенной заместителем Министра здравоохранения РФ Павлом Сергеевичем Пугачевым в презентации «Модель зрелости пациентоцентричной записи» (апрель 2024 года), на старте инцидента, в сентябре 2022 года, доля успешных записей к врачу на портале ЕПГУ в среднем по регионам страны составляла всего 30%, остальные попытки сопровождались организационными (35%) или техническими (36%) ошибками. К середине апреля 2024 года доля успешных записей повысилась почти вдвое – до 59%, а доля организационных и технических ошибок снизилась, соответственно, до 27 и 14%.
Из этого следует очевидный вывод о том, что разрешению проблемы способствовала концентрация внимания к ней на национальном уровне. Федеральный Минздрав организовал жесткий контроль за отчетными метриками отдельно по каждому региону: региональные органы власти обязаны отправлять данные по инцидентам в консолидированную учетную систему. На ежедневной основе ведется рейтинг регионов в рамках федерального «Инцидента 38».
Одновременно с этим аналитические системы, задействованные в организации этого процесса, так же играют важнейшую роль в обеспечении инцидентного подхода. Дело в том, что выявление ошибок, их интерпретация и устранение – сложный процесс, во многих случаях требующий глубокой детализации отчетных данных. Под организационными ошибками, влияющими на качество электронной записи к врачу (наличие свободных номерков), понимаются такие случаи, как нехватка персонала в конкретном медучреждении или некорректное заполнение должности врача, из-за чего этот специалист не отображается в системе. Под техническими ошибками – такие случаи, как сбой в работе системы или недоступность сервиса, связанная с различными видами факторов (отсутствие связи, высокая нагрузка и т. д.).
Эксперты компании «Нетрика Медицина», как одного из подрядчиков по внедрению государственных информационных систем здравоохранения регионального уровня, проводили мониторинг данной проблематики на базе собственной аналитической системы. На основе собранных первичных данных система способна:
-
проанализировать каждый шаг сессии на ЕПГУ,
-
предоставить подробную аналитику по возникающим техническим и организационным ошибкам при записи с ЕПГУ,
-
провести сравнение фактических первичных данных и данных ЕПГУ,
-
выявить факты доступность/недоступности специалистов медучреждений и записи на прием к врачу.
Оказалось, что интерпретации одной и той же ошибки на федеральном и региональном уровнях могут кардинально отличаться. Типовой пример: пациент не может записаться на прием к терапевту через ЕПГУ по причине того, что система отказывает ему в этом. Ошибка фиксируется на федеральном уровне как техническая. Проведя детальный разбор, мы выявили настоящую причину отказа: пациент уже был записан к тому же терапевту, но на предыдущие сутки. Таким образом благодаря аналитической системе огромное количество инцидентов получают верную интерпретацию и могут быть целенаправленно устранены, в результате чего уровень доступности врачей, а вместе с ним и лояльность пациентов к электронным сервисам госуслуг, кратно повышается.
Эффективность применения аналитических систем в рамках работы с инцидентами хорошо проявляется на уровне отдельных регионов. Так, органам управления здравоохранением Республики Калмыкия всего за несколько месяцев удалось повысить долю успешных записей на прием к врачу на портале Госуслуг вдвое. Помимо большой организационной работы, этому способствовала система аналитической отчетности, которая позволяет региональному Минздраву оперативно мониторить параметры исполнения инцидента медучреждениями, выявлять возникающие ошибки и реагировать на них.
«Инцидент 7» и «Инцидент 9»: больше перспектив для аналитики
Следующий проект Минздрава, уже отраслевой, был запущен в 2023 году: это «Инцидент 7», связанный с внедрением электронных медицинских книжек, контролем их выдачи и ведения. До недавнего времени основным источником данных для реализации этого сервиса был структурированный электронный медицинский документ (СЭМД) «Медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования)». Сегодня происходит постепенный переход на более современный и удобный для информационного обмена СЭМД «Медицинское заключение по результатам медицинского осмотра работника для предоставления в подсистему ЭЛМК».
Организация этого проекта предполагает межведомственное взаимодействие: прежде всего, отправку соответствующих СЭМД из региональных систем и их регистрацию в Реестре электронных медицинских документов (РЭМД) ЕГИСЗ. Данный процесс находится под контролем Роспотребнадзора, и зачастую происходит так, что ведомство не «видит» отправленные в РЭМД документы. В определении причин подобных ошибок так же хорошо помогают аналитические системы. В данном случае, например, решение компании «Нетрика Медицина» на основе собранных первичных данных из СЭМД позволяет:
-
детализировать ошибки прохождения форматно-логического контроля (ФЛК) Роспотребнадзора от уровня региона до врача в МО,
-
проводить глубокий анализ данных по государственным, частным и ведомственным медучреждениям.
Старт нового «Инцидента 9», направленного на повышение эффективности системы снижения избыточной смертности взрослых, был объявлен Минздравом в начале 2024 года. Согласно описанию проекта, которое предоставило ведомство, становится очевидно, что этот инцидент не ограничится конкретными структурированными электронными медицинскими документами по смертности, а будет охватывать проблематику намного шире. Так, первоначально Минздрав планирует мониторинг шести показателей:
-
охват вакцинацией от гриппа и пневмококка групп риска,
-
прохождение в последние два года диспансеризацию и профилактические медицинские осмотры,
-
анализ своевременности и частоты медицинских вмешательств у пациентов с инфарктом миокарда, ОКС, инфарктом головного мозга,
-
контроль постановки на диспансерное наблюдение,
-
мониторинг объемов потребления алкоголя и табака и учет госпитализаций с алкоголь-ассоциированными диагнозами,
-
повышение доли медицинских свидетельств о смерти в электронном виде.
Это означает, что для аналитических систем и в данном проекте создается большое поле деятельности. На основе обработанных первичных СЭМД она сможет анализировать ключевые показатели инцидента и контролировать их достижение, предоставлять детализированные сведения по достоверности первичных данных.
Резюмируя, хотелось бы напомнить о постоянно растущем объеме электронного документооборота между региональными МИС и федеральным сервисом РЭМД. Так, по статистике Минздрава, регион с населением около 2,5 млн человек ежемесячно успешно передает в РЭМД в среднем более 1,5 млн СЭМД. И, если за 2023 год в РЭМД было выгружено более 17 млн СЭМД, то в 2024 году этот показатель удалось преодолеть уже к концу первого полугодия. Количество видов СЭМД, требуемых к передаче, тоже динамично растет: сейчас их уже более 80.
Это означает, что в стране уже накоплен огромный объем медицинских данных, с которыми могла бы работать аналитическая система. Дальнейшие перспективы развития таких решений связаны с разработкой дополнительных инструментов (экстракторов) для извлечения и многоаспектной обработки данных, а также с более активным применением технологий искусственного интеллекта.
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Благодарим Вас за подписку!
Надеемся, что будем Вам полезными